Несмотря на критику, комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ рекомендовал принять в первом чтении законопроект о лицензировании компаний, управляющих многоквартирными домами. Законопроект вызвал у депутатов много вопросов — в частности, не приведет ли его принятие к рождению нового витка коррупции в системе ЖКХ.

Комитет Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ на заседании во вторник обсудил законопроект о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами. Члены комитета рекомендовали принять в первом чтении законопроект. За проголосовало 12 членов комитета, против — 10.

Законопроект, который предполагает внесение изменений в Жилищный кодекс России, был внесен в Госдуму депутатами от «Единой России» 11 февраля. Согласно документу, управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ), контролирующие два дома и более, должны получать лицензию на свою деятельность. Таким образом, уверены авторы законопроекта, граждане будут защищены от недобросовестных УК.

«На наш взгляд, в сложившейся недобросовестной конкуренции на рынке, когда в домах есть компании, которые нами не выбирались, единственная мера — введение лицензирования», — говорил заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис ранее на пресс-конференции.

Если законопроект будет принят, управляющие компании не смогут работать без лицензии с 1 мая 2015 года. Они лишатся лицензии, если суд признает два нарушения в одном доме. Кроме этого, если 15% многоквартирных домов, включенных в лицензию, исключены из нее за назначение административного наказания УК, орган государственного жилищного надзора обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В то же время право вето на лишение УК лицензии получат собственники — это должно защитить добросовестные УК, считают авторы законопроекта.

По данным комитета, в введении управляющих организаций находится 78,2% многоквартирных домов, в управлении ТСЖ — 9,6%, не выбран способ управления в 12,2% домов. Через УК в год проходит 1,5 трлн руб., отмечали авторы проекта.

Законопроект вызвал бурное обсуждение: и поддержку, и критику присутствующие высказывали эмоционально. На вопросы критиков отвечали зампред комитета и один из авторов проекта — единоросс Павел Качкаев и замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Критика сводилась к одной мысли — законопроект даст почву для коррупции в сфере, где с ней и так надо активно бороться.

Во-первых, говорили участники дискуссии, непонятно, на основании чего будет дана оценка управляющим компаниям и как будет выглядеть система обучения сотрудников. «Кадрами в ЖКХ в последнее время никто не занимался, но сегодня такая программа создана», — ответил на соответствующий вопрос Качкаев.

Кроме этого жилищный надзор, который получит функции выдачи лицензий в случае принятия закона, может превратиться в раздутый государственный орган, своего рода «монстра», выразили опасение члены комитета. «Дополнительная функция одна — один раз выдать лицензию и принять экзамен, — парировал Андрей Чибис. — Кроме пакета документов новые функции на Госжилнадзор не возлагаются».

Многие члены комитета говорили о том, что власти не должны вмешиваться в дела собственников, от обслуживания жилого фонда государство ушло 10 лет назад.

«В законопроектах за последние полтора года наметилась тенденция урезания прав собственников. Мы почему-то считаем все время, что лучше знаем, как сделать собственника счастливее», — сказал Александр Смирнов от фракции ЛДПР. Он назвал законопроект «непрофессиональным» и заявил, что ЛДПР в Госдуме будет голосовать против его принятия.

Единственное, что может быть взято под контроль государства и лицензировано, — безопасность эксплуатации зданий, добавила первый зампред комитета Елена Николаева из «Единой России». Государство имеет право устанавливать требования только там, где речь идет о здоровье и безопасности граждан, напоминали депутаты. По словам Николаевой, мэры боятся ухода бизнеса из управления ветхими домами после введения лицензирования.

«Мы должны дать возможность УК зарабатывать прибыль на одних домах и тратить их на другие», — ответил замминистра строительства, отметив, что это и есть принцип ведения бизнеса.

Еще один вопрос, который смутил присутствующих, — финансирование. «Документ внесен без финансово-экономического обоснования, в бюджете деньги на него не предусмотрены», — заявила председатель комитета Галина Хованская из «Справедливой России».

Отвечая позже на вопрос журналистов, как будет проводиться запланированное финансирование расширения госжилинспекций, Андрей Чибис отметил, что бюджетные деньги на это не потребуются. «Расширение будет проводиться не за счет бюджета. Финансирование лицензирования — это государственная пошлина на получение лицензии. Расходы на выдачу лицензии — это расходы, которые несет лицо, претендующее на получение лицензии», — сказал замминистра.

Критики законопроекта также согласились друг с другом в том, что законопроект не решает главной проблемы — пассивности собственников. После усиления контроля они могут еще больше отдалиться от управления собственным домом.

«Предложен инструмент, а точнее, асфальтовый каток для зачистки конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом. Останутся только аффилированные управляющие организации, привязанные к государству. Эксперимент такой идет в Москве и Санкт-Петербурге. Отнимают дома, пытаются ликвидировать ТСЖ под надуманными предлогами. Вот к чему это приведет», — резюмировала председатель комитета Галина Хованская.

Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис после заседания подчеркнул, что документ еще будет доработан. Госдума может рассмотреть законопроект 20–24 апреля.