Есть такое наблюдение: в кризисные времена в обществе увеличивается потребность в объединении.

И это касается не только отдельно взятых людей, но и бизнеса в целом: на фоне сложных условий растёт потребность к сетевым бизнес-моделям — то есть к созданию ассоциаций, объединяющих профессионалов из смежных сфер.

Явление вполне закономерное: решать проблемы вместе куда проще, чем поодиночке. Но что ещё даёт компаниям разного масштаба вступление в профессиональные ассоциации — рассказываем в новом материале.

Плюсы и минусы вступления в ассоциацию или партнёрского сотрудничества с такими организациями

Как и у любого другого бизнес-решения, у вступления в профессиональную организацию есть и возможности, и ограничения. Начнём, пожалуй, с позитивного — то есть с возможностей.

Наиболее очевидна выгода от присоединения к отраслевым ассоциациям для молодых компаний. Такое решение может помочь повысить знание о вашем продукте, укрепить доверие — как со стороны других игроков рынка, так и со стороны потребителей. Но и для крупных компаний есть мотивация для присоединения к таким организациям.

Нетворкинг — это большое преимущество. Вступая в профессиональную ассоциацию, вы получаете доступ к сообществу единомышленников, у которых можно перенять опыт. Это, кроме прочего, дает возможность объединять усилия по развитию рынка, создавать консолидированное публичное мнение отрасли.

Трендвочинг — то, что идёт побочным продуктом от нетворкинга. В сообщества, как правило, объединяются самые сильные игроки рынка: они делятся информацией, своими наблюдениями и лучшими практиками. Суммарно это расширяет знания для всех участников ассоциации — так как появляется возможность посмотреть на привычное под непривычным углом.

Выстраивание диалога с обществом, властью или другими организациями — ещё одна важная возможность. Отдельной компании, какой бы крупной она ни была, сложно добиваться изменений для целого сегмента рынка. Ассоциация позволяет объединить и усилить разрозненные голоса — и обозначить проблему уже совершенно на другом уровне. Именно поэтому в частности на встречи с президентом часто приходят именно представители ассоциаций, а не отдельных компаний — так их обращения приобретают больший вес, а шансы на ответ повышаются.

Партнёрство. И в плане запуска спецпроектов, и проведения совместных исследований, конференций, PR-кампаний и т. д. При этом, чтобы запустить совместный проект с ассоциацией, даже необязательно быть её участником — достаточно чётко понимать, какие преимущества из сотрудничества может вынести каждая сторона. Из плюсов такого партнёрства — профильные организации, как правило, собирают «сливки» представителей узкого сегмента рынка. За счёт этого партнёрство с ассоциацией потенциально имеет довольно широкий PR-эффект и в целом позволяет прокачивать собственную экспертность.

Наличие таких преимуществ накладывает и дополнительные обязательства:

За членство в ассоциации нужно платить взносы. Их величина зависит, в том числе, от масштаба самой организации — но без них обойтись невозможно. Создание такой организации и дальнейшее её функционирование требует денег. А значит, бизнесу придется выделить под это отдельный бюджет — что может быть чувствительно, особенно для малого бизнеса.

Участники должны соблюдать правила и предписания ассоциации. Обычно требования адекватны и выполнимы — ведь они создаются для того, чтобы решить общую проблему и привести к общему знаменателю всех участников организации. Но факт остается фактом: иногда правила могут усложнять работу и даже противоречить некоторым бизнес-целям. С этим придётся смириться.

На руководителей ложится ряд новых обязательств. Членство в ассоциации автоматически влечет за собой необходимость посещать собрания, участвовать в мероприятиях и жизни сообщества в целом.

И не забывайте о том, что вступление в профессиональную организацию приковывает к вам дополнительное внимание — это одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, вы получаете дополнительные социальные очки, становитесь более узнаваемыми, повышаете доверие к себе и своему продукту. С другой стороны — каждый ваш шаг рассматривается под лупой, каждая ошибка приобретает больший вес.

Кто вступает в ассоциации: кейсы