Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Консультации зоопсихолога Ольги Кажарской, Австрия Часть 147: Мотивация голодом: почему это плохая идея?


Часть 147: Мотивация голодом: почему это плохая идея?

Мотивация собаки голодом не дает ничего хорошего, а только вредит тренировке и вашим отношениям с собакой.

Многие люди до сих пор считают, что у собак мотивация к работе возникает от неудовлетворенных потребностей – голода, жажды, желания общаться. Поэтому для мотивирования проводят депривацию. Например, собаку не кормят или изолируют до момента тренировки. Изоляция очень быстро изнуряет собаку, так как собаки социальные животные. В данной статье я хочу рассмотреть вопрос пищевой депривации.

Конечно, если здоровая собака не получит пищи в течение нескольких часов или пары дней, с ней, как правило, ничего страшного не случится. Многие собаки даже самостоятельно проводят небольшие оздоровительные голодовки. Но, тем не менее, мы никогда не можем использовать эти состояния искусственно, для повышения мотивации к работе – и вот почему:

1. Причинение вреда физическому здоровью: депривация пищи ради повышения мотивации может вызвать истощение организма

Если собака сама отказывается от приема пищи, у нее есть на то особые причины. Например, собаки меньше едят в жару; они соблюдают диету во время некоторых болезней; при натуральном питании, особенно если собаку кормят сырыми продуктами (система БАРФ), собаки едят реже. В любом из этих случаев собаки сами, согласно своему состоянию, выбирают диету. Люди не в состоянии точно определить за собаку, как часто ее необходимо кормить и в каком случае она может долгое время оставаться без пищи, не испытывая проблем. Поэтому люди своими представлениями о мотивации у собак вполне могут причинить собаке физический вред.

2. Причинение вреда психическому здоровью: у собаки формируется нездоровое отношение к пище и процессу поедания

Мотивация голодом в тренировке собак

Если собака не уверена, что ее покормят, она может начать есть слишком много, поглощать пищу слишком быстро и нервно. Это нарушает процесс пищеварения – как известно, неверное количество пищи и стресс во время поедания вызывают неприятные ощущения и даже боль в желудке. Не исключено, что собака, регулярно испытывавшая голод, начнет слишком сильно концентрироваться на поиске пищи вне дома, просить у стола или еще тщательнее охранять миску с едой. У нее теряется инстинкт, помогающий воспринять естественное состояние голода. И наоборот: если собака знает, что пищи достаточно, что она всегда и вовремя может удовлетворить голод, она начинает спокойно относиться к пище и меньше обращает внимание на свои потребности в пище.

3. Поощрение пищей – это не кормление

Цель пищевого поощрения во время тренировки состоит в том, чтобы создать у собаки приятную эмоцию, которая показала бы ей, что ее действие правильное. Размер лакомства должен быть совсем маленьки — скажем, 3х3 миллиметра. Собака должна съедать его мгновенно. Если же она будет жевать дольше, она начнет отвлекаться от процесса тренировки и переключит внимание на прием пищи или что-то другое. Таким образом, лакомств, выдаваемых во время тренировки, явно не достаточно, чтобы накормить собаку. Получается, что процесс тренировки не может заменить нормальное кормление.

4. Состояние голода, сопровождающее тренировку, ассоциируется с самой тренировкой

Согласно законам обучения, неприятное чувство голода, сопровождающее тренировку, ассоциируется с самим процессом тренировки, вызывая негативную эмоцию. Так как животные избегают неприятных явлений, мотивация к работе снижается.

5. Стресс от голода блокирует способности собаки к обучению

Голод означает недостаток питательных веществ, в том числе – в мозге, который и ответственнен за процесс обучения. Поэтому голодная собака не настроена на тренировку. Каждый из нас знает, что если он голоден, он не может учиться и думает только о еде. Однако это знание не перекладывают на собак – видимо, считается, что собака учится чисто механически выполнять команды, не используя свои ментальные способности. Тем не менее, всем известны факты, когда собака, которую стараются мотивировать голодом, во время поисковых работ пускается на поиск пищи – вместо того, чтобы искать след.

6. Мотивация голодом уменьшает количество способов мотивирования

Существует множество способов мотивировать собаку – лакомствами, игрой, ласками, приятной прогулкой и т.д. Причем, каждое из этих поощрений имеет бесчисленное множество вариаций. Все это разнообразие поощрений можно эффективно использовать, подбирая их к каждому заданию и каждому уровню сложности. Если тренер стремится работать с голодной собакой, для нее все эти возможности сводятся только к самому насущному – вознаграждению пищей.

7. Голодная собака во время тренировки показывает множество симптомов стресса

Такими симптомами является, например, повышенная активность, резкое прихватывание корма зубами, неспособность сосредоточиться. Этих симптомов уже достаточно, чтобы сделать тренировку малоэффективной.

8. Голод ухудшает аналитические способности

В результате обучения через лишение пищи собака становится подобна послушному солдату. Ее уникальные аналитические способности атрофтруются. Нормальный, здоровый процесс обучения достаточно сложен. В нем принимают участие самые разные участки мозга, включая кортекс, лимбическую систему, центры памяти, а также отделы, отвечающие за восприятие и анализ стимулов, поступивших на органы чувств. Часть этого процесса проходит автоматически, а часть связана с целенаправленным мыслительным процессом. Получив задание, собака должна понять его. Это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Тренеры, проходящие курсы по новой кинологии, делают упражнения, в которых они сами должны выступить в роли тренируемой собаки. Таким образом, они начинают понимать, насколько сложно собаке из всех движений, слов и тона тренера понять, что от нее хотят. Особенно если у неопытного тренера эти сигналы противоречат друг другу. Поэтому для эффективного обучения необходимо поддерживать мозг собаки в хорошем состоянии.

Почему можно мотивировать собак, у которых удовлетворены естественные потребности, в том числе потребность в пище?

  1. Собаки с удовольствием обучаются, это их естественная способность – особенно, если работа означает кооперацию с любимым хозяином.
  2. Если собака хорошо себя чувствует, тренировка увлекает ее с каждым занятием все больше. Это становится для нее интересным и радостным процессом. Так как во время тренировки собака интенсивно использует свои аналитические способности, она начинает предлагать все больше новых видов поведения, ее реакции становятся все более гибкими. Так у тренера появляется возможность обучать ее все большему числу навыков – трюков, ритуалов повседневной жизни, коммуникации с другими людьми и собаками. Развитая собака хорошо адаптируется к условиям жизни. То есть умная тренировка вносит большой вклад в воспитание собаки.
  3. Практика показывает, что собак можно легко мотивировать различными способами, которые не приводят ее в состояние стресса.

Почему считается, что мотивация голодом необходима?

1. Собака не хочет выполнять команды

Это происходит по множеству причин. Наиболее частая причина состоит в том, что тренер не знает сигналы примирения и симптомы стресса. Эти сигналы показывают, что собака не доверяет тренеру, плохо себя чувствует в данной обстановке или выполнение команды вызывает у нее какие-то трудности.

Многим собакам, чтобы отказаться работать, достаточно всего лишь грубого командного тона или рывка за поводок. Но как раз с этого чаще всего и начинаются занятия в традиционных собачьих школах. Раньше считалось, что формировать поведение и даже позу собаки нужно физическим воздействием, например, вытягивать собаке лапы, чтобы она легла, давить на круп, чтобы она села, сжимать челюсти для обучения апортировке, и т.д. Многие собаки очень чувствительны к прикосновениям. Поэтому они воспринимают такое воздействие тоже как насилие. Самые чувствительные из них отказываются работать. Как раз такие собаки становятся первыми кандидатами на голодовку для повышения мотивации.

Другая существенная причина состоит в том, что тренировка собаки – это творческий процесс, сравнимый с настоящим искусством. Хороший тренер стремится сделать из собаки своего друга, партнера, выявить и развить его таланты. Для этого он должен очень хорошо видеть сигналы собаки и иметь в распоряжении достаточно широкий спектр методов мотивации и упражнений. К тому же ему необходимо терпение и уважительное отношение к собаке, как к умному существу. К сожалению, такими качествами обладают далеко не все тренеры.

2. Традиция мотивации голодовкой очень стара

Она относится к временам, когда каждое животное рассматривалось как набор рефлексов. Тогда считалось, что поведением собаки управляют только инстинкты. Тот факт, что поведение собаки зависит от множества других факторов – индивидуального опыта и способностей решать задачи по ходу их появления (это качество обеспечивает гибкое поведение собаки в сложной среде обитания.), не учитывался. Поэтому кинология занималась только тем, чтобы научиться манипулировать инстинктами любыми способами, в первую очередь – депривацией и болью.

Если мы будем продолжать использовать только часть знаний о собаках, мы не сумеем адекватно обращаться с ними в современных городах, когда от них требуются гибкие способности к адаптации к постоянно меняющимся условиям и к неестественной для собак жизни в человеческом обществе.

Пример

Я обучала пугливую собаку команде «Сидеть». Но собака не хотела выполнять эту команду. Она постоянно убегала от меня и садилась на огромном расстоянии. Даже если собака и садилась, то через секунду снова вскакивала. В любом случае у меня не было шансов вознаградить ее лакомством. Конечно, можно было бы взять кликер. Но для того, чтобы научиться воспринимать кликер как вознаграждение, тоже необходим более близкий контакт. Тогда я отложила команду «Сидеть» на потом и предложила собаке развивающую игру, в которую она могла бы играть сама. Я же только присутствовала в комнате и добавляла в игру приятных ощущений. Например, я разбрасывала по полу лакомства или начиняла ими игрушки. Потом я научила собаку обращать внимание на мой указательный жест тем, что указывала ей на что-то интересное. Буквально за несколько сеансов минут по 30, уложившихся в 2 дня, собака потеряла страх передо мной, а наши занятия так ей понравились, что она просила меня потренироваться еще и еще. Тогда я снова начала учить ее сидеть. Теперь это упражнение получилось. Я сообразила, почему команда «Сидеть» у нас не получалась раньше: выполнение этой команды требует расслабления, а расслабиться в присутствии человека, которого ты боишься, очень сложно. Поэтому собака все время вскакивала, когда я просила ее сесть. После того, как между нами сложился хороший контакт, проблема выполнения команды «Сидеть» попросту отпала.

Ольга Кажарская
www.dogfriend.org

http://blog.dogfriend.org/


В избранное